Чусовской железнодорожный мост

Чусовской железнодорожный мост был построен в 1878 году. Это одно из самых старинных искусственных сооружений Свердловской магистрали.

 

При строительстве Уральской Горнозаводской железной дороги с помощью инженерных сооружений пришлось преодолеть 646 препятствий, поставленных самой природой, – практически по одному на каждую версту (длина дороги 669 вёрст). Через множество рек, ручьёв, оврагов, болотистых ложбин понадобилось возвести 316 мостов, устроить 329 водопропускных труб – каменных и чугунных. Возглавлял строительство дороги главный инженер Виктор Фёдорович Голубев, который проявил большой организаторский талант и изобретательность при разработке скальных пород, возведении мостов и тоннелей. Самая большая река, которую пересекала дорога, была Чусовая. Мост близ станции Чусовской был самым большим искусственным сооружением на линии.
В конце XIX века отечественные мостостроители накопили значительный опыт в сооружении железнодорожных мостов – одного из самых сложных, ответственных и изящных видов строительства. Была создана российская мостостроительная школа, представленная специалистами отечественного и мирового масштаба: Д.И.Журавским, Н.А.Белелюбским, Л.Ф.Николаи, Л.Д.Проскуряковым, Г.П.Передерий и другими. «Прежде всего мост должен быть … надёжным, прочным сооружением, наилучшим образом удовлетворяющим своему назначению на возможно длительный срок …», – высказывался академик в области мостостроения Г.П.Передерий.
Значительные изменения произошли в устройстве и содержании искусственных сооружений, в конструкциях мостов и устройстве пути на них. В Институте корпуса инженеров путей сообщения, основанном в 1809 году, создана кафедра мостов, создаются первые типовые проекты. Это позволило существенно удешевить и ускорить строительство мостов.
Чусовской железнодорожный мост, построенный из железа, на каменных опорах, голландской системы с ездою по низу, имел три пролёта по 85 метров (общая длина 255 метров). Все три пролёта ранее перекрывались однопутными строениями норм 1875 года.
Во время гражданской войны Чусовской железнодорожный мост не раз подвергался разрушению.
14 декабря 1918 года при отступлении красные полки взорвали ферму железнодорожного моста. Были разрушены пролётные строения первого и второго пролётов. При временном восстановлении первый пролет был перекрыт формами Лембке, которые представляли собой конструкцию деревянных мостов из одинаковых прямоугольных ферм, в которых раскосы образуют наложенные друг на друга ромбы. Третий пролет расчётных норм 1875 года остался уцелевшим. Затем при освобождении посёлка Чусовая от Колчака летом 1919 года уже белые при отступлении взорвали и подожгли временный мост через Чусовую.
Наступила пора восстановления. 23 августа 1919 года состоялся первый коммунистический субботник по восстановлению разрушенного железнодорожного хозяйства. К осени 1919 года железнодорожный мост через Чусовую был восстановлен. Постоянный железнодорожный мост восстанавливался три года по этапам, чтобы не прерывать движения поездов.
В 1921 году во втором пролёте было установлено новое пролётное строение расчётных норм 1907 года, изготовленное на Чусовском металлургическом заводе. В дальнейшем в 1922 и 1923 годах пролётные строения норм 1907 г. были поставлены в первом и третьем пролётах. Первым пролётное строение считается со стороны станции Калино по ходу отсчёта километров.
По рассказам старожилов, до постройки автомобильного моста в 1964 году, через реку Чусовую можно было перебраться на частной лодке за пятачок, позднее на лето стали устанавливать понтонный мост, который выходил на старую дорогу, а далее через «выемку» на Лысьвенскую улицу. Ещё была паромная переправа напротив станции Чусовская. Но весной во время ледохода и осенью во время неустановившейся зимней погоды населению города разрешалось для перехода с одного берега на другой пользоваться железнодорожным мостом. В то время он был связующим звеном между Старым Городом и только начинающим строиться Новым. Сообщение о разрешении проходить по железнодорожному мосту печаталось в газете «Чусовской рабочий». Однако мероприятие это для простых граждан было небезопасным, ведь движение поездов по мосту не прекращалось. При движении поезда можно было спрятаться на площадках-убежищах, предусмотренных для работников пути и охраны.
Все искусственные сооружения должны обслуживаться и поддерживаться в надлежащем состоянии. Наибольшего внимания требуют к себе сооружения давних лет постройки, к которым и относится Чусовской железнодорожный мост. Содержанием моста в настоящее время занимается мостовая бригада Чусовского участка дистанции инженерных сооружений. Основной возможный дефект металлических мостов – это ржавление. Поэтому главное в работе бригады – регулярная очистка и периодическая окраска мостовых конструкций. Более всего загрязняются мостовое полотно, проезжая часть и нижние пояса ферм. Сплошная окраска моста производится каждые 5-7 лет, а нижние пояса балок проезжей части подкрашивают через 2-3 года. Особенно важно следить за контрприспособлениями на мостах и путепроводах. Они играют очень важную роль: в случае нештатной ситуации не позволяют разрушать верхнее строение пути и минимизируют повреждения пролётного строения.
На Свердловской магистрали диагностикой состояния мостов занимаются две мостоиспытательные станции центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры. Они обследуют все искусственные сооружения в границах Свердловской железной дороги. С помощью специального оборудования определяют толщину окрасочного слоя, прочность бетона, положение профиля пути и балок проезжей части мостов. По результатам обследований определяются условия дальнейшей эксплуатации, а также планируются текущий и капитальный ремонт. Средние и большие мосты диагностируются один раз в пять лет. Наш железнодорожный мост через Чусовую относится к крупным сооружениям.
В период с 1990 по 1994 год на Чусовском мосту производился монтаж новых пролётных строений. В октябре 1994 заменено первое пролётное строение, в марте 1995 года – третье, а октябре 1995 года – второе. Работу производил Березниковский мостоотряд №59. Полностью работа была завершена в марте 1996 года. Если раньше фермы моста имели раскосную систему, то теперь – более совершенную треугольную с подвесками, стойками и раскосами, конструкция которой использует свойство геометрической неизменности.
Как видим, пролетные строения Чусовского моста периодически менялись, а вот опоры, на которых установлен мост, стоят неизменно с 1878 года. Они сооружены из бутобетонной кладки с каменной облицовкой на растворе с добавлением яичной скорлупы. Правда, во время капитальных ремонтных работ их усилили с помощью железобетонных рубашек – арматурного каркаса, опалубки и бетона. Толщина усиливающего слоя составляет 20-30 см. Подводная часть массивной опоры располагается на сплошном фундаменте, который углубляется до плотного грунта. У нашего железнодорожного моста глубина заложения массивной опоры составляет 5-6 метров. Устанавливали её с помощью шпунтового ограждения с откачиванием воды из котлована.
Промежуточная опора моста имеет очень точное, чисто русское название – бык. Бык не только удерживает мост на своих плечах, но и противостоит ледоходу, паводку, ударам сплавляемым по реке плотов и т.д. Верхняя часть быка (опора, на которой, собственно говоря, и лежит полотно дороги) называется «оголовка». На реках с сильным ледоходом опору снабжают более пологим передним ребром – ледорезом для смягчения ударов льдин, ведь толщина льда достигает до 1 метра. Так как наш мост относится к старым искусственным сооружениям, ребро ледореза в старых опорах расположено с большим наклоном – 1:2, в современных он не превышает 1:1. Чусовской мост построен с перспективой на увеличение нагрузок.
Такое искусственное сооружение, как Чусовской железнодорожный мост, доставшееся нам от Царской России, бесспорно, является украшением нашего города и его достопримечательностью.


Галина Козырева, инженер по научно-технической информации с местом нахождения в г Чусовой

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наверх

Другие материалы из этой категории

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4

Про газ и мусор

В одном из недавних номеров «Чусовского рабочего» мы публиковали интервью с депутатом Законодательно...

10-06-2015

О подорожании проездных билетов

В марте в нашу редакцию обратились сразу несколько читателей, возмущённых увеличением стоимости прое...

14-04-2015

Что болит у чусовлян?

24 апреля состоялась итоговая коллегия Министерства здравоохранения Пермского края, посвящённая итог...

05-05-2015

Сверху видно всё

Сверху видно всё

А вы были когда-нибудь на крыше девятиэтажного дома? Видели, как красив наш город с высоты птичьего ...

15-06-2017

Внимание: отключение газа!

Внимание: отключение газа!

В связи с проведением ООО "Газпромгазораспределение Чайковский" работ по подключение ГРС к вновь пос...

25-05-2016

Пермский край отпраздновал 10-летний юбилей

Пермский край отпраздновал 10-летний юбилей

В краевой столице торжество отметили на площадке Дома народного творчества «Губерния», где собралось...

11-12-2015

Внимание: начинается отбор бизнес-проектов!

Во исполнение постановления Правительства Пермского края от 8 апреля 2014 года № 242-п «Об утвержден...

11-08-2016

Службы разные – задача общая: спасать людей

Службы разные – задача общая: спасать людей

Оказать помощь пострадавшим на автодороге в условиях суровой уральской зимы готовы все экстренные сл...

02-03-2016

На что жалуются омбудсмену?

На что жалуются омбудсмену?

Краевой омбудсмен представила главе региона ежегодный доклад о соблюдении прав человека в 2016 году ...

11-04-2017

Единый налог на вменённый доход: проблемы сбора

139 субъектов предпринимательства Чусовского района имеют задолженность по единому налогу на вменённ...

29-07-2015

Пройти в финал. По конкурсу

Пройти в финал. По конкурсу

В начале марта депутатам городских Дум и Земских Собраний Пермского края были представлены поправки ...

18-03-2015

С элементами реставрации

С элементами реставрации

Этнографический парк в ожидании реконструкции и развития 1 февраля в Этнографическом парке истории ...

10-02-2017

Договорились до внеочередного

Договорились до внеочередного

Октябрьское заседание разделилось на две частиТретий четверг каждого месяца – традиционный день засе...

23-10-2015

Бросить якорь. Не отдать концы

Бросить якорь. Не отдать концы

В первые апрельские дни в нашем городе состоялся «круглый стол» с предпринимательским сообществом на...

08-04-2015

Чусовляне вернулись с дюжиной медалей

Чусовляне вернулись с дюжиной медалей

5 марта в Перми прошёл первый этап VI краевого Паралимпийского фестиваля, в котором приняли участие ...

16-03-2016

Все подворья учтены

Все подворья учтены

В Пермском крае завершился основной этап Всероссийской сельскохозяйственной переписи. За 46 дней 750...

23-09-2016

В худом котле вода не держится

В худом котле вода не держится

Чрезвычайная ситуация с водоснабжением сложилась в Лямино. Накопилось: жители посёлка коллективно об...

17-11-2016

На чаше весов - жизнь человека

На чаше весов - жизнь человека

В службе скорой медицинской помощи не может быть случайных людей. Здесь остаются работать только иск...

17-06-2015

Решайте задачи

Решайте задачи

Глава региона Виктор Басаргин принял участие в работе X Съезда Совета муниципальных образований Перм...

30-04-2016

Праздник людей в погонах

Праздник людей в погонах

10 ноября все сотрудники Межмуниципального отдела МВД России «Чусовской», не задействованные на служ...

13-11-2015

Пора что-то менять

Пора что-то менять

Инициативное бюджетирование в вопросах и ответах 2 июня 2016 года Законодательным Собранием Пермско...

22-02-2017

125 блокадных граммов

125 блокадных граммов

Ровно 72 года отделяют нас, живущих сегодня, от судьбоносного и радостного дня в истории Великой Оте...

02-02-2016

Зарплаты стали меньше

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за март 2015 года в Прикамье составила 27,4 ...

14-05-2015