Станционный смотритель

Как провожают (и встречают) поезда в Груздях

За окном вагона мелькают станции и полустанки. Вот снова звонит сигнал семафора, синхронно отсекают железную дорогу от просто дороги шлагбаумы, пропуская светящуюся в ночи металлическую гусеницу. Сколько таких точек по всей России? Точного числа, возможно, не знает даже главный железнодорожник всей страны Якунин.
Одна из таких точек – станция Грузди, где трудится смотрителем Екатерина Широкова.


Поднять шлагбаум

Из города может показаться, что Грузди – богом забытый угол. Неизвестно даже, проедет ли сюда автомобиль.
…Сошлись дверки вагона, «проплыла» за окнами остановка, известная в народе как «третий километр». До Груздей трястись около получаса. Можно рассмотреть пассажиров. Сейчас, летом, полно грибников, рыбаков, дачников и прочих туристов, которым всегда кажется, что чем дальше от дома, тем богаче трофеи и впечатления. Зимой этот контингент отсеивается – и становится понятно, что полно рабочего люда, да и учащиеся есть. В удалённых от города деревнях электрички – надежда и опора, потому как единственно возможная работа находится в городе. Снимать там жильё дорого, да и машину не каждый может позволить. Те, кто работать не хочет, как правило, спиваются. Когда правительство внезапно отменило эту связь с внешним миром, наступил коллапс. Жизнь резко застопорилась, словно кто-то опустил шлагбаум. Станции Баская, Басеги – там тоже чусовские рабочие. Те, кто спиваться не хотел, схватились за голову. Приказ Президента Путина вернуть пригородное сообщение, конечно, не вдохнул в эту систему новую жизнь, но хотя бы вернул её в прежнее русло. Точнее, поставил на известные рельсы. В общем, хочешь сделать человека счастливым – отними то, что у него было, дай прочувствовать ситуацию и верни всё обратно.
Электричка улетела дальше, оставив наедине с игрушечного вида зелёным домиком. Грузди. Смотрителям, к слову, добираться до работы на служебном транспорте не рекомендуется во избежание нестандартных ситуаций на службе. Их, эти ситуации, никто не любит, но сотрудники «железки» – тем более, потому что их служба тоже «и опасна, и трудна», а дорога – зона повышенной опасности.

Зато красиво

Однажды «Чусовской рабочий» уже рассказывал про Екатерину. Тогда, шесть лет назад, она, наверное, и представить не могла, что окажется в Груздях. Ей казалось, что монотонный труд в рессорном цехе металлургического завода – если не навсегда, то надолго. Но вот выпал случай – и вместо грохота «рессорки» вокруг – оглушающая тишина, нарушаемая лишь перестуком колёс и воем пролетающих мимо составов.
Устроиться смотрителем не так-то просто: для начала нужно иметь соответствующее образование. С этим порядок; кроме того, когда-то Катя даже обилечивала пассажиров в электричках. А дальше ведь как: назвался груздем – полезай в кузов. Здесь она уже почти три года – и на жизнь, в общем-то, не жалуется. Свежий воздух и просто красиво. Даже несмотря на то, что растения по обочинам дороги больше похожи на гипсовые изваяния – кажется, здесь в воздухе висит тонко намолотой взвесью чистый цемент: неподалёку на горе гремит производство по добыче щебня, камень вывозят круглые сутки.
У поста безопасности уютно: растут цветы и как-то по-домашнему. Будто не станция, а дача. А ещё ощущение, что время остановилось. Того и гляди на перрон полезут бородатые геологи, что пытались найти в здешних краях то ли нефтеносные пласты, то ли Землю Санникова. Верится, что добываемый здесь камень идёт прямиком на колоссальные стройки века. И в чём-то это верно: скоро будет очередной взрыв. Дают не угля, но щебня. Добытую породу на самосвалах и в недрах вагонов развезут по всей стране. Маршрут для поезда, что увезёт вагоны до Утёса, готовят дежурные смотрители.
Куда можно уехать из Груздей не камню, а человеку? На дощатой стене зала ожидания висит расписание. Чусовская – Кизел, Парк Калийная – Чусовская, Чусовская – Губаха… Вся необходимая информация, однако сам зал ожидания – не зал даже, а клетушка, похожая на камеру одиночного содержания и размером, и обстановкой. Пространство стиснуто выкрашенными зелёной масляной краской стенами, из мебели – стул и лавка. Всё. Здесь не сидят толпы, никто ничего не ждёт от Груздей, Утёса и Восхода: все восходы в прошлом, и Путин, наверное, уже не поможет.

Назвалась груздем

– К нам зимой лиса постоянно приходила, как собака еду просила, – вспоминает Екатерина. – А ещё бурундуки живут, лоси на пути выходят.
Из динамика что-то невнятно тараторит, многократно повторяясь эхом, голос смотрителя с далёкой станции – может, с Шибаново, может, с Чусовской; внутренняя связь соединяет всех. Кажется, что как врачей учат писать неразборчиво, так же и железнодорожных дежурных учат скороговорками тараторить в микрофоны о ситуации на линиях.
Смотрителя предупреждает о приближении поезда звуковой сигнал. Сколько их раздастся за смену, никому неизвестно: поездов то немного, то грохочут один за другим. Если всё в порядке, вышедший к путям человек покажет машинисту белую сторону диска, нет – красную. Тогда машинист должен немедленно остановиться, если это определение в принципе подходит поезду. Но вообще-то такие ситуации объявляют загодя. А если что-то заклинит? На стене – порядок поведения дежурного при нестандартных ситуациях. Кроме него – листовки с информацией: куда звонить, что делать. На столах, кроме двух телефонов (один для связи с другими железнодорожниками, другой – для внешнего мира) лежат журналы, где отмечены все проходящие поезда. Довольно толстого журнала хватает примерно на год.
Зуммер. Катя берёт диск, выходит «на природу». Из-за поворота показала инопланетную голову электричка, свистнула закипающим чайником, затряслась и остановилась. В вагон забрался одинокий пенсионер, вооружённый эмалированным ведром и смартфоном: то ли грибник, то ли просто дачник.
Край забыт богом – но не начальством. Вообще, обязанность дежурного по станции в двух предложениях звучит кратко: встречать и отправлять поезда. Но за этим словосочетанием – прорва норм и правил. Кажется, подними ночью дежурного и спроси что – расскажет чище, чем богослов «Отче наш». Даже если учесть, что толщиной некоторые книжечки с «Войну и мир». Тома, лежащие на столе, ощетинились закладками:
– Изучаем поправки, – поясняет смотрительница. – Проверка будет, спросят.
Её напарница Надежда Анатольевна Баковкина работает на станции Грузди всю жизнь. Несмотря на это, утверждает, что каждый день – как первый. Однако станция считается относительно спокойной, и всё бы хорошо, но не брать в расчёт переезд не получится.

Наезд на лося

Жёсткий график (тот, что висит в зале ожидания) есть только у пригородных, сборных и немногочисленных составов дальнего следования. Раньше их, дальнего следования, конечно, было больше: ездили на Москву и Казань. Потом отменили один, другой, в итоге остался только 604-й, идущий на Екатеринбург. Да и тот через день. После решения правительства отменить пригородные электрички жизнь замерла и водители грузовиков, думается, радовались. Переезд преграждает путь тяжеловесам постоянно: больная тема. Они, даже услышав сигнал, думают, что могут проскочить перед составом: автоматических порогов нет, вот и лезут грузовики в обход шлагбаумов.
– Однажды я даже гаишников вызывала, такой меня псих взял! – не передать, как достают смотрителей нерадивые водители. – Они мне знаешь, что сказали? Возьми биту! Нормально, да?
Наверное, на этом фоне лоси, что тоже без всякого расписания выскакивают не дорогу, сущие школьники: их хоть спугнуть можно.
Зимой этот злосчастный переезд ещё нужно чистить от снега – процедура, спасающая от скуки зимних вечеров. Чистит смотритель переезд, наметает вокруг путей сугробы. И наверняка думает: хорошо хоть шлагбаумы автоматические. А ещё смотрители должны успеть осмотреть внешний вид замирающих на минуту составов: к примеру, проверить целостность тормозных рукавов.
Так и видишь, как этот уютный домик стоит посреди зимней тьмы. Внезапно на глаза попадаются решётки снаружи входной двери.
– Недавно зэки сбежали, так мы закрывались, – поясняет Катя. – Семафорить приходилось из-за решётки.
Удивительно, как это на стенах домика нет памятки на случай побега заключённых с окрестных зон. И ещё неизвестно, кто из них в такие моменты действительно должен быть за решёткой.
Железная дорога – зона повышенной опасности.

Андрей КУДРИН Фото автора

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наверх

Другие материалы из этой категории

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Компенсации за капремонт: есть контакт?

Компенсации за капремонт: есть контакт?

15 марта инфраструктурный комитет Законодательного Собрания Пермского края рассмотрел пять законопро...

16-03-2016

Новости района в числах и фактах

1 место в своей весовой категории на всероссийском турнире по самбо среди юношей и девушек в Екатери...

18-11-2015

"Надо всегда иметь чуть больше проектов, чем есть денег"

"Надо всегда иметь чуть больше проектов, чем …

О том, как власти Пермского края планируют контролировать ремонт дорог, как будет проходить газифика...

18-04-2017

Этнографический парк: по закону или по наследству?

Этнографический парк: по закону или по наследству?

Этнографический парк истории реки Чусовой, а вернее, его руководитель Ольга Постникова на прошлой не...

29-02-2016

Чусовские сантехники в финале Кубка России

Чусовские сантехники в финале Кубка России

САНТЕХНИКОВ ИЗ ЧУСОВОГО ПРИГЛАСИЛИ В ФИНАЛ ЧЕМПИОНАТА «ЛУЧШИЙ САНТЕХНИК. КУБОК РОССИИ-2017» Благотв...

15-11-2017

На трассу денег нет. Пока?

На трассу денег нет. Пока?

В преддверии очередного заседания Законодательного Собрания состоялось заседание постоянно действующ...

18-03-2015

Инвестиции идут в лес

Инвестиции идут в лес

Объём инвестиций в лесную отрасль Прикамья за последние 6 лет превысил 23 млрд рублей Глава региона...

15-05-2017

Чусовляне смогут выиграть грант на реализацию своего социального бизнеса

Чусовляне смогут выиграть грант на реализацию свое…

14 марта 2017 года в Чусовом состоится конференция «Территория бизнеса. Начни свое дело» - первое пу...

13-03-2017

Сокращение и сокращения

Сокращение и сокращения

Прикамская полиция подвела итоги работы за первое полугодие 2015 года. Начальник ГУ МВД по Пермскому...

24-07-2015

Пенсионеры хотят ясности и справедливости

Тема капительных ремонтов и платежей за них – пожалуй, одна из самых острых и противоречивых на сего...

03-12-2015

Порядок - прежде всего

5 марта в Перми было подписано соглашение о намерениях, предусматривающее планы по созданию комплекс...

22-04-2015

Лучший труд – на себя, только доля нелегка

Лучший труд – на себя, только доля нелегка

Нашей стране в сегодняшних непростых условиях как никогда нужна независимость от заморских продуктов...

24-12-2015

Станционный смотритель

Станционный смотритель

Как провожают (и встречают) поезда в Груздях За окном вагона мелькают станции и полустанки. Вот сно...

18-08-2015

Н. Симаков: время летит быстро...

Н. Симаков: время летит быстро...

13 апреля состоялась встреча главы Чусовского района Николая Симакова с представителями всех чусовск...

19-04-2016

Настоящая подполковник

Настоящая подполковник

Служба подполковника полиции, начальника отдела дознания МО МВД России «Чусовской» Натальи Мезриной ...

09-11-2017

Открывай пермское

Открывай пермское

Пермский край готовится стать туристическим регионом и составить конкуренцию наиболее сильным на сег...

18-03-2015

Незапретная зона

Незапретная зона

Вы когда-нибудь слышали о том, чтобы забывали о днях рождения? Нет, подобное случается, но всё же ку...

04-08-2016

Впервые и вновь

Впервые и вновь

В конце октября стало известно, что Чусовской район стал победителем краевого конкурса «Доступная ср...

09-11-2016

Уровень безработицы снизился

Уровень безработицы снизился

Напряженность рынка труда Пермского края по сравнению с началом года сократилась в 2,2 раза По сооб...

16-11-2016

Россия молодая

Россия молодая

Россия – самая большая страна в мире, её площадь занимает обширную территорию с севера на юг и с вос...

17-06-2015

Арифметика единой власти

Вопрос двоевластия в одном административном центре (наличие районной администрации и городской админ...

15-07-2015

На далёкой стороне есть уголок отчизны

На далёкой стороне есть уголок отчизны

Пермский край один из самых многонациональных субъектов России, здесь проживает более ста народносте...

08-04-2015