Станционный смотритель

Как провожают (и встречают) поезда в Груздях

За окном вагона мелькают станции и полустанки. Вот снова звонит сигнал семафора, синхронно отсекают железную дорогу от просто дороги шлагбаумы, пропуская светящуюся в ночи металлическую гусеницу. Сколько таких точек по всей России? Точного числа, возможно, не знает даже главный железнодорожник всей страны Якунин.
Одна из таких точек – станция Грузди, где трудится смотрителем Екатерина Широкова.


Поднять шлагбаум

Из города может показаться, что Грузди – богом забытый угол. Неизвестно даже, проедет ли сюда автомобиль.
…Сошлись дверки вагона, «проплыла» за окнами остановка, известная в народе как «третий километр». До Груздей трястись около получаса. Можно рассмотреть пассажиров. Сейчас, летом, полно грибников, рыбаков, дачников и прочих туристов, которым всегда кажется, что чем дальше от дома, тем богаче трофеи и впечатления. Зимой этот контингент отсеивается – и становится понятно, что полно рабочего люда, да и учащиеся есть. В удалённых от города деревнях электрички – надежда и опора, потому как единственно возможная работа находится в городе. Снимать там жильё дорого, да и машину не каждый может позволить. Те, кто работать не хочет, как правило, спиваются. Когда правительство внезапно отменило эту связь с внешним миром, наступил коллапс. Жизнь резко застопорилась, словно кто-то опустил шлагбаум. Станции Баская, Басеги – там тоже чусовские рабочие. Те, кто спиваться не хотел, схватились за голову. Приказ Президента Путина вернуть пригородное сообщение, конечно, не вдохнул в эту систему новую жизнь, но хотя бы вернул её в прежнее русло. Точнее, поставил на известные рельсы. В общем, хочешь сделать человека счастливым – отними то, что у него было, дай прочувствовать ситуацию и верни всё обратно.
Электричка улетела дальше, оставив наедине с игрушечного вида зелёным домиком. Грузди. Смотрителям, к слову, добираться до работы на служебном транспорте не рекомендуется во избежание нестандартных ситуаций на службе. Их, эти ситуации, никто не любит, но сотрудники «железки» – тем более, потому что их служба тоже «и опасна, и трудна», а дорога – зона повышенной опасности.

Зато красиво

Однажды «Чусовской рабочий» уже рассказывал про Екатерину. Тогда, шесть лет назад, она, наверное, и представить не могла, что окажется в Груздях. Ей казалось, что монотонный труд в рессорном цехе металлургического завода – если не навсегда, то надолго. Но вот выпал случай – и вместо грохота «рессорки» вокруг – оглушающая тишина, нарушаемая лишь перестуком колёс и воем пролетающих мимо составов.
Устроиться смотрителем не так-то просто: для начала нужно иметь соответствующее образование. С этим порядок; кроме того, когда-то Катя даже обилечивала пассажиров в электричках. А дальше ведь как: назвался груздем – полезай в кузов. Здесь она уже почти три года – и на жизнь, в общем-то, не жалуется. Свежий воздух и просто красиво. Даже несмотря на то, что растения по обочинам дороги больше похожи на гипсовые изваяния – кажется, здесь в воздухе висит тонко намолотой взвесью чистый цемент: неподалёку на горе гремит производство по добыче щебня, камень вывозят круглые сутки.
У поста безопасности уютно: растут цветы и как-то по-домашнему. Будто не станция, а дача. А ещё ощущение, что время остановилось. Того и гляди на перрон полезут бородатые геологи, что пытались найти в здешних краях то ли нефтеносные пласты, то ли Землю Санникова. Верится, что добываемый здесь камень идёт прямиком на колоссальные стройки века. И в чём-то это верно: скоро будет очередной взрыв. Дают не угля, но щебня. Добытую породу на самосвалах и в недрах вагонов развезут по всей стране. Маршрут для поезда, что увезёт вагоны до Утёса, готовят дежурные смотрители.
Куда можно уехать из Груздей не камню, а человеку? На дощатой стене зала ожидания висит расписание. Чусовская – Кизел, Парк Калийная – Чусовская, Чусовская – Губаха… Вся необходимая информация, однако сам зал ожидания – не зал даже, а клетушка, похожая на камеру одиночного содержания и размером, и обстановкой. Пространство стиснуто выкрашенными зелёной масляной краской стенами, из мебели – стул и лавка. Всё. Здесь не сидят толпы, никто ничего не ждёт от Груздей, Утёса и Восхода: все восходы в прошлом, и Путин, наверное, уже не поможет.

Назвалась груздем

– К нам зимой лиса постоянно приходила, как собака еду просила, – вспоминает Екатерина. – А ещё бурундуки живут, лоси на пути выходят.
Из динамика что-то невнятно тараторит, многократно повторяясь эхом, голос смотрителя с далёкой станции – может, с Шибаново, может, с Чусовской; внутренняя связь соединяет всех. Кажется, что как врачей учат писать неразборчиво, так же и железнодорожных дежурных учат скороговорками тараторить в микрофоны о ситуации на линиях.
Смотрителя предупреждает о приближении поезда звуковой сигнал. Сколько их раздастся за смену, никому неизвестно: поездов то немного, то грохочут один за другим. Если всё в порядке, вышедший к путям человек покажет машинисту белую сторону диска, нет – красную. Тогда машинист должен немедленно остановиться, если это определение в принципе подходит поезду. Но вообще-то такие ситуации объявляют загодя. А если что-то заклинит? На стене – порядок поведения дежурного при нестандартных ситуациях. Кроме него – листовки с информацией: куда звонить, что делать. На столах, кроме двух телефонов (один для связи с другими железнодорожниками, другой – для внешнего мира) лежат журналы, где отмечены все проходящие поезда. Довольно толстого журнала хватает примерно на год.
Зуммер. Катя берёт диск, выходит «на природу». Из-за поворота показала инопланетную голову электричка, свистнула закипающим чайником, затряслась и остановилась. В вагон забрался одинокий пенсионер, вооружённый эмалированным ведром и смартфоном: то ли грибник, то ли просто дачник.
Край забыт богом – но не начальством. Вообще, обязанность дежурного по станции в двух предложениях звучит кратко: встречать и отправлять поезда. Но за этим словосочетанием – прорва норм и правил. Кажется, подними ночью дежурного и спроси что – расскажет чище, чем богослов «Отче наш». Даже если учесть, что толщиной некоторые книжечки с «Войну и мир». Тома, лежащие на столе, ощетинились закладками:
– Изучаем поправки, – поясняет смотрительница. – Проверка будет, спросят.
Её напарница Надежда Анатольевна Баковкина работает на станции Грузди всю жизнь. Несмотря на это, утверждает, что каждый день – как первый. Однако станция считается относительно спокойной, и всё бы хорошо, но не брать в расчёт переезд не получится.

Наезд на лося

Жёсткий график (тот, что висит в зале ожидания) есть только у пригородных, сборных и немногочисленных составов дальнего следования. Раньше их, дальнего следования, конечно, было больше: ездили на Москву и Казань. Потом отменили один, другой, в итоге остался только 604-й, идущий на Екатеринбург. Да и тот через день. После решения правительства отменить пригородные электрички жизнь замерла и водители грузовиков, думается, радовались. Переезд преграждает путь тяжеловесам постоянно: больная тема. Они, даже услышав сигнал, думают, что могут проскочить перед составом: автоматических порогов нет, вот и лезут грузовики в обход шлагбаумов.
– Однажды я даже гаишников вызывала, такой меня псих взял! – не передать, как достают смотрителей нерадивые водители. – Они мне знаешь, что сказали? Возьми биту! Нормально, да?
Наверное, на этом фоне лоси, что тоже без всякого расписания выскакивают не дорогу, сущие школьники: их хоть спугнуть можно.
Зимой этот злосчастный переезд ещё нужно чистить от снега – процедура, спасающая от скуки зимних вечеров. Чистит смотритель переезд, наметает вокруг путей сугробы. И наверняка думает: хорошо хоть шлагбаумы автоматические. А ещё смотрители должны успеть осмотреть внешний вид замирающих на минуту составов: к примеру, проверить целостность тормозных рукавов.
Так и видишь, как этот уютный домик стоит посреди зимней тьмы. Внезапно на глаза попадаются решётки снаружи входной двери.
– Недавно зэки сбежали, так мы закрывались, – поясняет Катя. – Семафорить приходилось из-за решётки.
Удивительно, как это на стенах домика нет памятки на случай побега заключённых с окрестных зон. И ещё неизвестно, кто из них в такие моменты действительно должен быть за решёткой.
Железная дорога – зона повышенной опасности.

Андрей КУДРИН Фото автора

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наверх

Другие материалы из этой категории

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
В зоне особого внимания

В зоне особого внимания

2 и 3 марта в Пермском крае с рабочим визитом находилась делегация некоммерческой организации «Фонд ...

13-03-2017

Сотрудничество будет продолжено

В прошлом году некоторые городские общественные организации, в частности, комитеты территориального ...

08-04-2015

Летний отдых детей – задача взрослых

Значительные учебные нагрузки, гиподинамия, несбалансированное питание и другие неблагоприятные факт...

14-04-2015

Праздник людей в погонах

Праздник людей в погонах

10 ноября все сотрудники Межмуниципального отдела МВД России «Чусовской», не задействованные на служ...

13-11-2015

Пенсия: выбор за вами

Пенсия: выбор за вами

Звонок в дверь.– Кто?– По поводу писем заказных из Пенсионного фонда. К вам заходили уже?– Нет.– Гра...

21-01-2016

Президентский размах

Президентский размах

«Смотрины на Красной горке» получили федеральную поддержку С 13 по 15 октября в Ярославле проходил ...

19-10-2016

Начни своё дело

Начни своё дело

Чусовляне смогут выиграть грант на реализацию социального бизнеса. На прошлой неделе активные жител...

21-03-2017

Пора что-то менять

Пора что-то менять

Инициативное бюджетирование в вопросах и ответах 2 июня 2016 года Законодательным Собранием Пермско...

22-02-2017

«ОМКиада» на фоне экономики

«ОМКиада» на фоне экономики

В минувшие выходные в Чусовом состоялись соревнования, которые можно назвать всероссийскими – ведь с...

16-03-2016

Пенсионеры хотят ясности и справедливости

Тема капительных ремонтов и платежей за них – пожалуй, одна из самых острых и противоречивых на сего...

03-12-2015

Если в кране нет воды…

Если в кране нет воды…

Аварии в Чусовом взяты на контроль В начале минувшей недели чусовлянам пришлось несладко. Мало тог...

12-07-2017

«Реальное ЖКХ» – в жизнь!

«Реальное ЖКХ» – в жизнь!

Депутат Законодательного Собрания Пермского края Илья Шулькин в конце прошлой недели на площадке Сою...

24-12-2015

Россия молодая

Россия молодая

Россия – самая большая страна в мире, её площадь занимает обширную территорию с севера на юг и с вос...

17-06-2015

Даже не задумываются

Даже не задумываются

Очередной совместный рейд по городской территории провели на прошлой неделе сотрудники отдела эконом...

13-07-2017

Переправы закрыты официально

Переправы закрыты официально

Половодье может начаться в ближайшие дни В минувшую пятницу, 7 апреля, в Чусовском муниципальном ра...

12-04-2017

Где рубль, там и тридцать

Где рубль, там и тридцать

Почему увеличилась стоимость проезда на пригородных маршрутах С 1 января 2017 года Чусовским автотр...

25-01-2017

"Надо всегда иметь чуть больше проектов, чем есть денег"

"Надо всегда иметь чуть больше проектов, чем …

О том, как власти Пермского края планируют контролировать ремонт дорог, как будет проходить газифика...

18-04-2017

Курс на конверсию

Курс на конверсию

В каком направлении развивается пермская оборонная промышленность 5 июня под председательством полн...

07-06-2017

1 мая - в новом формате

1 Мая в новом форматеВ апреле профсоюзы Чусового обратились в администрацию города с уведомлением, ч...

21-04-2015

Быстро, удобно, выгодно

Быстро, удобно, выгодно

16 декабря в Чусовом состоялось открытие филиала ОАО «КРЦ-Прикамье» Появление на нашей территории н...

24-12-2015

Повседневность определит сознание

Повседневность определит сознание

Благоустроить город помогут федеральные средства С 24 по 26 октября в Подмосковье на базе корпорати...

27-10-2016

Крым наш. Уже год

Крым наш. Уже год

В прошлую пятницу, 20 марта, в Перми у театра оперы и балета состоялся концерт в честь годовщины воз...

25-03-2015

И всё-таки он наш!

Приближалось время долгожданного отпуска. Каждый день меня терзали сомнения, как и где его провести....

29-07-2015

Акция  «Лес Победы»

Акция «Лес Победы»

По всей России зазеленеют молодые ели, сосны, липы, клёны, яблони и берёзы – всего 27 миллионов саже...

20-05-2015