Станционный смотритель

Как провожают (и встречают) поезда в Груздях

За окном вагона мелькают станции и полустанки. Вот снова звонит сигнал семафора, синхронно отсекают железную дорогу от просто дороги шлагбаумы, пропуская светящуюся в ночи металлическую гусеницу. Сколько таких точек по всей России? Точного числа, возможно, не знает даже главный железнодорожник всей страны Якунин.
Одна из таких точек – станция Грузди, где трудится смотрителем Екатерина Широкова.


Поднять шлагбаум

Из города может показаться, что Грузди – богом забытый угол. Неизвестно даже, проедет ли сюда автомобиль.
…Сошлись дверки вагона, «проплыла» за окнами остановка, известная в народе как «третий километр». До Груздей трястись около получаса. Можно рассмотреть пассажиров. Сейчас, летом, полно грибников, рыбаков, дачников и прочих туристов, которым всегда кажется, что чем дальше от дома, тем богаче трофеи и впечатления. Зимой этот контингент отсеивается – и становится понятно, что полно рабочего люда, да и учащиеся есть. В удалённых от города деревнях электрички – надежда и опора, потому как единственно возможная работа находится в городе. Снимать там жильё дорого, да и машину не каждый может позволить. Те, кто работать не хочет, как правило, спиваются. Когда правительство внезапно отменило эту связь с внешним миром, наступил коллапс. Жизнь резко застопорилась, словно кто-то опустил шлагбаум. Станции Баская, Басеги – там тоже чусовские рабочие. Те, кто спиваться не хотел, схватились за голову. Приказ Президента Путина вернуть пригородное сообщение, конечно, не вдохнул в эту систему новую жизнь, но хотя бы вернул её в прежнее русло. Точнее, поставил на известные рельсы. В общем, хочешь сделать человека счастливым – отними то, что у него было, дай прочувствовать ситуацию и верни всё обратно.
Электричка улетела дальше, оставив наедине с игрушечного вида зелёным домиком. Грузди. Смотрителям, к слову, добираться до работы на служебном транспорте не рекомендуется во избежание нестандартных ситуаций на службе. Их, эти ситуации, никто не любит, но сотрудники «железки» – тем более, потому что их служба тоже «и опасна, и трудна», а дорога – зона повышенной опасности.

Зато красиво

Однажды «Чусовской рабочий» уже рассказывал про Екатерину. Тогда, шесть лет назад, она, наверное, и представить не могла, что окажется в Груздях. Ей казалось, что монотонный труд в рессорном цехе металлургического завода – если не навсегда, то надолго. Но вот выпал случай – и вместо грохота «рессорки» вокруг – оглушающая тишина, нарушаемая лишь перестуком колёс и воем пролетающих мимо составов.
Устроиться смотрителем не так-то просто: для начала нужно иметь соответствующее образование. С этим порядок; кроме того, когда-то Катя даже обилечивала пассажиров в электричках. А дальше ведь как: назвался груздем – полезай в кузов. Здесь она уже почти три года – и на жизнь, в общем-то, не жалуется. Свежий воздух и просто красиво. Даже несмотря на то, что растения по обочинам дороги больше похожи на гипсовые изваяния – кажется, здесь в воздухе висит тонко намолотой взвесью чистый цемент: неподалёку на горе гремит производство по добыче щебня, камень вывозят круглые сутки.
У поста безопасности уютно: растут цветы и как-то по-домашнему. Будто не станция, а дача. А ещё ощущение, что время остановилось. Того и гляди на перрон полезут бородатые геологи, что пытались найти в здешних краях то ли нефтеносные пласты, то ли Землю Санникова. Верится, что добываемый здесь камень идёт прямиком на колоссальные стройки века. И в чём-то это верно: скоро будет очередной взрыв. Дают не угля, но щебня. Добытую породу на самосвалах и в недрах вагонов развезут по всей стране. Маршрут для поезда, что увезёт вагоны до Утёса, готовят дежурные смотрители.
Куда можно уехать из Груздей не камню, а человеку? На дощатой стене зала ожидания висит расписание. Чусовская – Кизел, Парк Калийная – Чусовская, Чусовская – Губаха… Вся необходимая информация, однако сам зал ожидания – не зал даже, а клетушка, похожая на камеру одиночного содержания и размером, и обстановкой. Пространство стиснуто выкрашенными зелёной масляной краской стенами, из мебели – стул и лавка. Всё. Здесь не сидят толпы, никто ничего не ждёт от Груздей, Утёса и Восхода: все восходы в прошлом, и Путин, наверное, уже не поможет.

Назвалась груздем

– К нам зимой лиса постоянно приходила, как собака еду просила, – вспоминает Екатерина. – А ещё бурундуки живут, лоси на пути выходят.
Из динамика что-то невнятно тараторит, многократно повторяясь эхом, голос смотрителя с далёкой станции – может, с Шибаново, может, с Чусовской; внутренняя связь соединяет всех. Кажется, что как врачей учат писать неразборчиво, так же и железнодорожных дежурных учат скороговорками тараторить в микрофоны о ситуации на линиях.
Смотрителя предупреждает о приближении поезда звуковой сигнал. Сколько их раздастся за смену, никому неизвестно: поездов то немного, то грохочут один за другим. Если всё в порядке, вышедший к путям человек покажет машинисту белую сторону диска, нет – красную. Тогда машинист должен немедленно остановиться, если это определение в принципе подходит поезду. Но вообще-то такие ситуации объявляют загодя. А если что-то заклинит? На стене – порядок поведения дежурного при нестандартных ситуациях. Кроме него – листовки с информацией: куда звонить, что делать. На столах, кроме двух телефонов (один для связи с другими железнодорожниками, другой – для внешнего мира) лежат журналы, где отмечены все проходящие поезда. Довольно толстого журнала хватает примерно на год.
Зуммер. Катя берёт диск, выходит «на природу». Из-за поворота показала инопланетную голову электричка, свистнула закипающим чайником, затряслась и остановилась. В вагон забрался одинокий пенсионер, вооружённый эмалированным ведром и смартфоном: то ли грибник, то ли просто дачник.
Край забыт богом – но не начальством. Вообще, обязанность дежурного по станции в двух предложениях звучит кратко: встречать и отправлять поезда. Но за этим словосочетанием – прорва норм и правил. Кажется, подними ночью дежурного и спроси что – расскажет чище, чем богослов «Отче наш». Даже если учесть, что толщиной некоторые книжечки с «Войну и мир». Тома, лежащие на столе, ощетинились закладками:
– Изучаем поправки, – поясняет смотрительница. – Проверка будет, спросят.
Её напарница Надежда Анатольевна Баковкина работает на станции Грузди всю жизнь. Несмотря на это, утверждает, что каждый день – как первый. Однако станция считается относительно спокойной, и всё бы хорошо, но не брать в расчёт переезд не получится.

Наезд на лося

Жёсткий график (тот, что висит в зале ожидания) есть только у пригородных, сборных и немногочисленных составов дальнего следования. Раньше их, дальнего следования, конечно, было больше: ездили на Москву и Казань. Потом отменили один, другой, в итоге остался только 604-й, идущий на Екатеринбург. Да и тот через день. После решения правительства отменить пригородные электрички жизнь замерла и водители грузовиков, думается, радовались. Переезд преграждает путь тяжеловесам постоянно: больная тема. Они, даже услышав сигнал, думают, что могут проскочить перед составом: автоматических порогов нет, вот и лезут грузовики в обход шлагбаумов.
– Однажды я даже гаишников вызывала, такой меня псих взял! – не передать, как достают смотрителей нерадивые водители. – Они мне знаешь, что сказали? Возьми биту! Нормально, да?
Наверное, на этом фоне лоси, что тоже без всякого расписания выскакивают не дорогу, сущие школьники: их хоть спугнуть можно.
Зимой этот злосчастный переезд ещё нужно чистить от снега – процедура, спасающая от скуки зимних вечеров. Чистит смотритель переезд, наметает вокруг путей сугробы. И наверняка думает: хорошо хоть шлагбаумы автоматические. А ещё смотрители должны успеть осмотреть внешний вид замирающих на минуту составов: к примеру, проверить целостность тормозных рукавов.
Так и видишь, как этот уютный домик стоит посреди зимней тьмы. Внезапно на глаза попадаются решётки снаружи входной двери.
– Недавно зэки сбежали, так мы закрывались, – поясняет Катя. – Семафорить приходилось из-за решётки.
Удивительно, как это на стенах домика нет памятки на случай побега заключённых с окрестных зон. И ещё неизвестно, кто из них в такие моменты действительно должен быть за решёткой.
Железная дорога – зона повышенной опасности.

Андрей КУДРИН Фото автора

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наверх

Другие материалы из этой категории

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
С элементами реставрации

С элементами реставрации

Этнографический парк в ожидании реконструкции и развития 1 февраля в Этнографическом парке истории ...

10-02-2017

Проблемы общие – решение совместное

Проблемы общие – решение совместное

Традиционные сходы с населением продолжаются. С начала мая было проведено несколько встреч, на котор...

19-05-2017

Поправки рассмотрены

Публичные слушания на тему «О внесении изменений в Устав муниципального образования «Чусовской муниц...

20-05-2015

Дети гибнут в огне и воде!

В понедельник в администрации района состоялось очередное заседание комиссии по чрезвычайным ситуаци...

30-09-2015

В поисках единства

В поисках единства

Ищем общее везде и нигде Так иногда бывает. Отсутствие солнца – причина хандры. Сидеть бы в кабинет...

30-10-2015

На что жалуются омбудсмену?

На что жалуются омбудсмену?

Краевой омбудсмен представила главе региона ежегодный доклад о соблюдении прав человека в 2016 году ...

11-04-2017

Об инвестициях и единой власти

Об инвестициях и единой власти

20 сентября состоялась инаугурация главы Чусовского района Сергея Белова. А уже на следующий день жу...

29-09-2016

Промежуточные итоги Сельскохозяйственной переписи

В Чусовском районе продолжается Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года. С момента её ...

02-12-2015

«Не к наркологу пошёл – к Зисманову»

«Не к наркологу пошёл – к Зисманову»

Мир никогда не будет прежним. Поликлиника, пациенты, ждущие своей очереди, регистратура и мой вопрос...

18-03-2015

Москва гостям не верит

Москва гостям не верит

По сообщению пресс-службы администрации губернатора Пермского края, 13 марта в Москве Виктор Басарги...

18-03-2015

Новости Чусовского района

Об экономической ситуации и юбилеях поселений...

02-07-2015

Китайская грамота

Китайская грамота

На Ляминской промплощадке стартовало первое производство 15 февраля на территории Ляминской промышл...

22-02-2017

Чусовской район: события, числа, люди

Что произошло в Чусовском районе на прошлой неделе?

26-01-2016

Выборы 2016: итоги

Выборы 2016: итоги

18 сентября – этот день по всей России прошёл под знаком выборов. Россияне выбирали депутатов в Госу...

23-09-2016

Возмещение части затрат

Возмещение части затрат

Управление АПК и продовольствия администрации Чусовского района объявляет о приёме документов от кре...

18-03-2015

Курс на конверсию

Курс на конверсию

В каком направлении развивается пермская оборонная промышленность 5 июня под председательством полн...

07-06-2017

Прощальный «Марш славянки»

Прощальный «Марш славянки»

За несколько последних лет отношение к службе в армии поменялось в лучшую сторону – так считает неда...

10-06-2015

Чусовой после Басаргина – что впереди?

Чусовой после Басаргина – что впереди?

О том, как повлияет на район отставка губернатора, беседуем с секретарем местного отделения ВПП ЕДИН...

10-02-2017

Обычная работа или настоящий подвиг?

Обычная работа или настоящий подвиг?

Чусовской машинист спас 120 человек Все прекрасно помнят нынешнее лето. Ничего солнечного, радостно...

11-12-2015

Повседневность определит сознание

Повседневность определит сознание

Благоустроить город помогут федеральные средства С 24 по 26 октября в Подмосковье на базе корпорати...

27-10-2016

Крещение Господне

Крещение Господне

Иннокентий Демьянович сходил ночью в Закурье. Естественно, не просто так: наблюдал за Крещением.&nbs...

21-01-2016

Лучший труд – на себя, только доля нелегка

Лучший труд – на себя, только доля нелегка

Нашей стране в сегодняшних непростых условиях как никогда нужна независимость от заморских продуктов...

24-12-2015

Чусовская мельница: всё перемелется?

Чусовская мельница: всё перемелется?

В последнее время чусовские средства массовой информации много пишут о создании новых рабочих мест в...

24-08-2017