Площади Железнодорожников – 10 лет!

10 лет назад, а именно 6 августа 2006 года, в Чусовом около служебно-бытового корпуса Чусовского локомотивного депо состоялось торжественное открытие площади Железнодорожников. Это событие было приурочено к профессиональному празднику работников стальных магистралей. Главной достопримечательностью площади стал необычный памятник – в центре на почётном постаменте был установлен электровоз ВЛ-22М1951, своеобразная железнодорожная легенда Чусового. Электровозы серии ВЛ-22 на Чусовском отделении Свердловской железной дороги проработали более 50 лет.


Рядом с памятником находится мемориальная доска с надписью, что 23 августа 1933 года введён в эксплуатацию первый электрифицированный участок на Свердловской железной дороге Чусовская – Кизел. Машинисты Чусовского депо М.М.Костромин и Н.И.Буторин провели по этому участку первый поезд на электрической тяге. Этому событию предшествовала большая трудоёмкая работа.
Реконструкция линии Чусовская – Кизел протяжённостью 113 км началась в августе 1931 года. Как деликатно выразилась впоследствии местная многотиражка, «индустриальные методы строительства и монтажа в контактной сети не применялись». То есть всё делали кустарно, своими силами, вручную. Своими силами заготавливали и вывозили лес для деревянных опор контактной сети, сами возили отпиленные по заданному размеру и ошкуренные брёвна на Лысьвенский шпалопропиточный завод для пропитки креозотом (операция пропитки длилась 18 суток), потом ломиком да киркой пробивали ямы в каменистом грунте, с помощью примитивных приспособлений – так называемой падающей стрелы и лебёдки – устанавливали в этих ямах чугунные столбы… Часть опор на станциях Чусовская, Губаха и Кизел были металлическими.
По мере того, как вдоль колеи выстраивались стройные шеренги опор, на станциях Чусовская, Заготовка, Губаха, Кизел и разъезде Маховатня шёл монтаж тяговых подстанций. Промышленность страны в те времена ещё не полностью освоила выпуск электротехнического оборудования и аппаратуры для электрифицированных железных дорог. Поэтому на первых пяти тяговых подстанциях участка Чусовская – Кизел были установлены закупленные за рубежом преобразовательные мотор-генераторы английской фирмы «Метрополитен-Виккерс», силовые трансформаторы, релейная защита и автоматика из Германии фирмы «Сименс», быстродействующие выключатели постоянного тока из Италии фирмы «Коженель», разрядники постоянного тока японской фирмы «Хитачи» и др.

IMG 1410
Для организации и технического руководства сложными работами по электрификации, впервые проводимой на Урале, на стройку направлялись лучшие кадры электрификаторов железных дорог страны, уже имеющих практический опыт работ на электрификации пригородного участка Москва – Мытищи, Сурамского перевала на Кавказе: А.Ф.Кочкин, П.Д.Цирулев, И.К.Величко, М.А.Альбац, П.Д.Фаев и др. К работам привлекались и научно-технические кадры. В электрификации принимал непосредственное участие профессор Н.Н.Сидоров с группой специалистов электромеханического факультета Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ), единственного тогда в СССР.
Параллельно начали готовить кадры для дороги нового поколения. Ещё в 1929 году на станции Чусовская была открыта ФЗУ – школа фабрично-заводского ученичества. Когда было решено электрифицировать линию Чусовская – Кизел, в школе ФЗУ стали готовить электромонтёров, монтажников контактной сети и тяговых подстанций, слесарей по ремонту электровозов. Особенно привлекательной для молодёжи, выросшей возле железной дороги, представлялась профессия электровозного машиниста, получить её стремились многие. Осенью 1931 года в Чусовском железнодорожном клубе открылись курсы, куда принимали далеко не всех желающих. Предпочтение отдавалось работникам, пожелавшим получить более современную квалификацию паровозным машинистам, а также партийным и комсомольским активистам. Всего на курсы первоначально записалось около 40 человек. К весне энтузиастов осталось чуть больше десяти. Им выделили небольшой вагончик и повезли на практику в Москву. В первой группе чусовских электровозных машинистов прошли подготовку Василий Захарович Конышев, Павел Иванович Родыгин, Николай Иванович Буторин, Михаил Михайлович Костромин, Фёдор Данилович Деменев и другие. Потом они сами стали наставниками менее опытных коллег.
Когда первые стажёры летом 1933 года вернулись домой, уже были смонтированы контактная сеть и тяговая подстанция, а в одном из зданий паровозного депо стояли два новеньких электровоза: СС 11-04 и СС 11-06, выпущенные по американской лицензии на советском заводе (с некоторыми конструктивными отступлениями). Отсюда – СС: «Сурамский, советского производства». На них и предстояло работать.

Фото 129
«Сурамский, советский» 11-04 и отправился 23 августа 1933 года от перрона станции Чусовская в сторону Кизела. Провожали состав с оркестром, хотя рейс был пробный и вовсе не означал окончания строительства: маршрут короткий, до станции Утёс, вес поезда 800 тонн – чуть больше того, что возилось паровой тягой. Мощность электровоза позволяла взять нагрузку гораздо большую. С 1 ноября 1933 года этот электрифицированный участок стал эксплуатироваться уже в рабочем режиме. За короткое время пропускная способность участка возросла до 12 пар поездов в сутки, а через год – до 19 пар. Кроме того, уже в 1934 году приспособились водить поезда двумя электровозами, увеличив вес поезда до 2000 тонн.
На станции Чусовская было построено первое на Урале электровозное депо и организован первый на Урале Чусовской участок электроснабжения. Первым начальником энергоучастка назначили опытного электрификатора П.Д.Фаева, участвовавшего в электрификации участка Чусовская – Кизел. Первым начальником электродепо стал инженер В.А.Самохвалов.
Кизел – Чусовская – это первый в России магистральный участок, протяжённостью 113 км, электрифицированный на постоянном токе напряжением в контактной сети 3000 В. Опыт, накопленный при реконструкции линии Чусовская – Кизел, помог уже гораздо быстрее и увереннее справиться со следующими этапами работ. Были электрифицированны участки: Нижний Тагил – Свердловск, Нижний Тагил – Гороблагодатская, Гороблагодатская –Чусовская. К маю 1937 года заработала вся линия Кизел – Свердловск, в ту пору самая протяжённая не только в стране, но и в Европе.
В память о тех крупномасштабных событиях и была создана площадь Железнодорожников в нашем городе. Идея создания памятника электровозу принадлежала начальнику Пермского отделения дороги Игорю Юрьевичу Баринову. На постамент был воздвигнут электровоз ВЛ-22М1951, весом 132 тонны. К 2006 году парк электровозов этой серии постепенно прекращал работу, его выводили из эксплуатации.
По периметру площади установили галерею трудовой славы железнодорожников «Золотой фонд Свердловской магистрали», где размещены портреты сегодняшних передовиков производства, а также исторические фотографии станций, мостов, построенных на Уральской Горнозаводской железной дороге, предоставленные главным врачом железнодорожной СЭС, краеведом Владимиром Николаевичем Маслянкой.

IMG 1422
Над обустройством памятника и площади в целом работали многие железнодорожные службы. Так, работники Чусовской дистанции пути (начальник Константин Михайлович Родыгин) собрали участок железнодорожного пути: шпалы, рельсы установили на щебень с Теплогорского карьера, скрепили костылями – всё как положено при укладке железнодорожного пути. Энергетики Чусовской дистанции энергоснабжения установили две опоры контактной сети для освещения будущего памятника, работами руководил начальник района энергоснабжения Сергей Дмитриевич Троян. Бригада слесарей Чусовского локомотивного депо под руководством мастера заготовительного цеха Юрия Анатольевича Маркова демонтировала электровоз внутри: вытащили оборудование, аппаратуру, сняли двигатели, вспомогательные машины. Работники Восстановительного поезда на станции Чусовская (начальник поезда Юрий Борисович Пономарёв) с помощью многотонного подъёмного крана установили электровоз на приготовленные рельсы. Работники ППЦЭиР (Пермское подразделение центра эксплуатации и ремонта) под руководством начальника участка Татьяны Васильевны Юдиной покрасили электровоз.
На создание площади ушло всего три недели. Большая роль в подготовке и проведении всех работ принадлежала тогдашним директору ДКЖ Александру Ивановичу Савенкову, заместителю начальника депо Чусовская по кадрам и социальным вопросам Александру Николаевичу Логинову. Кстати, именно Савенков предложил дать историческому месту название «площадь Железнодорожников». На заседании городской Думы это предложение было одобрено и утверждено. В июле 2006 г. площадь Железнодорожников была включена в реестр г.Чусового, площади присвоен номер 1.

И вот уже в течение 10 лет площадь Железнодорожников – главное место в Железнодорожном микрорайоне. Здесь проводятся все праздничные мероприятия, посвящённые Дню железнодорожника, а также многие другие праздники, как детские, так и взрослые.


Галина Козырева, инженер по научно-технической информации (с местом нахождения в г.Чусовой) Фотографии предоставлены А.Н.Логиновым

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наверх

Другие материалы из этой категории

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Технологическая, но своя и бесплатная

Технологическая, но своя и бесплатная

3 февраля неподалёку от села Сёла состоялось открытие ледовой переправы. Как уже сообщал «Чусовской ...

17-02-2016

Феномен Губайдуллина

Феномен Губайдуллина

«Человек-титан», «человек-скала», «человек слова», «уникальный характер», «личность – глыба», «жил и...

26-01-2016

Новости Чусовского района

Об экономической ситуации и юбилеях поселений...

02-07-2015

Домашнее задание

Впереди 70-летие Победы в Великой Отечественной Войне. Это по-прежнему главный праздник для всей наш...

14-04-2015

Посевная полным ходом

Посевная полным ходом

Сухая солнечная погода позволила чусовским сельхозпроизводителям своевременно начать посевную кампан...

04-05-2016

Решайте задачи

Решайте задачи

Глава региона Виктор Басаргин принял участие в работе X Съезда Совета муниципальных образований Перм...

30-04-2016

Секвестру быть

Секвестру быть

В то время как депутаты Земского Собрания вносили поправки в бюджет Чусовского района, их коллеги из...

26-03-2015

С элементами реставрации

С элементами реставрации

Этнографический парк в ожидании реконструкции и развития 1 февраля в Этнографическом парке истории ...

10-02-2017

Капремонт: цены - пополам!

Капремонт: цены - пополам!

С начала 2016 года расширился список категорий людей, имеющих право на льготу при оплате капремонта....

01-03-2016

На чаше весов - жизнь человека

На чаше весов - жизнь человека

В службе скорой медицинской помощи не может быть случайных людей. Здесь остаются работать только иск...

17-06-2015

Новости района в числах и фактах

Более 600 школьников со всего района приняли участие в олимпиадах муниципального уровня. Как отметил...

24-11-2015

Инспекция от главы Прикамья

Инспекция от главы Прикамья

И.о. губернатора Максим Решетников с рабочим визитом посетил наш город В рамках поездки глава регио...

29-03-2017

Что мешает чусовским предпринимателям?

Что мешает чусовским предпринимателям?

На прошлой неделе в бизнес-инкубаторе состоялась встреча представителей предпринимательского сообщес...

02-11-2015

Пособие по бедности

Пособие по бедности

Болшой и очень важный материал о том, кому и когда не придётся рассчитывать на пенсию За 2016 год в...

26-04-2017

Открывай пермское

Открывай пермское

Пермский край готовится стать туристическим регионом и составить конкуренцию наиболее сильным на сег...

18-03-2015

Сотрудничество будет продолжено

В прошлом году некоторые городские общественные организации, в частности, комитеты территориального ...

08-04-2015

Путь к исправлению?

Путь к исправлению?

Репортаж о том, как вак выглядят облегчённые условия в колонии особого режима Для исправительной ко...

31-03-2017

Когда в спорах рождается истина…

Когда в спорах рождается истина…

По прошествии двух лет история с отбором инвестора для пермского аэропорта завершается на мажорной н...

18-03-2015

И всё-таки он наш!

Приближалось время долгожданного отпуска. Каждый день меня терзали сомнения, как и где его провести....

29-07-2015

Об инвестициях и единой власти

Об инвестициях и единой власти

20 сентября состоялась инаугурация главы Чусовского района Сергея Белова. А уже на следующий день жу...

29-09-2016

После – хоть потоп?

После – хоть потоп?

Температура воздуха в первую неделю апреля, по сообщениям синоптиков, будет ниже климатической нормы...

06-04-2017

Договорились до внеочередного

Договорились до внеочередного

Октябрьское заседание разделилось на две частиТретий четверг каждого месяца – традиционный день засе...

23-10-2015

Уровень безработицы снизился

Уровень безработицы снизился

Напряженность рынка труда Пермского края по сравнению с началом года сократилась в 2,2 раза По сооб...

16-11-2016

Оценка пациента

Медицинские организации оценит население. Его, пусть и субъективное мнение, обязательно учтут в форм...

14-04-2016