Сохранить кусок неба над жизнью

Ещё пару десятков лет назад многие мальчишки мечтали стать лётчиками или космонавтами, а девчонки представляли себя в роли стюардесс. Небесная романтика не оставляла никого равнодушным. Но «лихие 90-е» способствовали резкому «оттоку» кадров из гражданской и военной авиации, престиж профессии упал. И сегодня, к сожалению, костяк профессиональных пилотов, в основном, составляют люди среднего возраста, молодёжи крайне мало. Пытаясь возродить российскую авиацию, ещё в 2012 году Владимир Путин в рамках празднования 100-летия ВВС РФ поставил задачу перед правительством поднимать общественный престиж лётных, инженерных и технических профессий. Среди иностранцев всё большую популярность приобретает всемирно известная авиавыставка «МАКС», на которой демонстрируются последние достижения в области авиации. Стремление летать, как птицы, привлекает многих любителей экстрима в аэроклубы, где можно попробовать прыгнуть с парашютом или научиться парить на параплане. Желающих подняться в небо хватает, но, как говорится, на одном энтузиазме далеко не улетишь… Недавно в нашу редакцию принесли письмо-обращение, адресованное молодёжи, руководству города, в котором была затронута тема привлекательности авиации и возможности её развития в малых городах. Написали его наши земляки, бывшие дельтапланеристы-любители. Предлагаем его вашему вниманию.


Обнимая небо
Горячая пора наступила для выпускников школ города и района. Необходимость профессионального самоопределения ставит перед молодыми людьми трудный вопрос: «Кем быть?» Какую выбрать профессию, чтобы она стала интересом жизни и была значимой в обществе? Повальное увлечение экономическими и юридическими профессиями переходит в область точных наук и технических специальностей. Оформляется государственный заказ на таких специалистов. Особенно это касается юношей и девушек, принимающих решение связать свою жизнь со службой в Вооружённых Силах страны. В этой связи обращает на себя внимание недобор молодёжи в учебные заведения авиационного профиля военного и гражданского назначения. Для страны, в которой профессия «лётчик» была окутана ореолом романтики, это более чем удивительно. Упал престиж профессий лётчика и авиационного специалиста, они потеряли свою привлекательность.
Разумеется, трудно развивать интерес молодёжи к авиации в таких городах, как Чусовой. Нет материальной базы и специалистов, а детско-юношеские кружки авиамоделирования «приказали долго жить». Парашютные и планерные секции остались в глубокой истории города. Дельтапланеризм, нашедший свою прописку в Чусовом в 90-е, так и не получил развития, оставшись уделом энтузиастов-одиночек. И, как глоток свежего воздуха, прошла информация, что в 2014 и 2015 годах наши соседи из Лысьвы организовали и провели великолепные авиационные праздники «Взлётка», на которых был продемонстрирован пример возрождения интереса к авиации. Выставка профессиональных летательных аппаратов и самодельных конструкций, а также демонстрация полётов на них привела в восторг всех присутствующих.
К большому сожалению, местное телевидение практически не информировало чусовлян об этих авиационных праздниках. Только малую часть зрителей составили наши горожане. Обидно слышать от земляков: «Так это же Лысьва!
Юрий Власов,
Валерий Хлыбов


Мечты поднимают ввысь
Нам стало интересно познакомиться с теми людьми, для которых тема развития авиации настолько близка и важна. Так мы встретились с Юрием Аркадьевичем Власовым, сегодня – преподавателем по стрельбе, а в недавнем прошлом – дельтапланеристом-любителем.
Началась эта история ещё в 70-х годах, когда Юрий Власов случайно наткнулся на информацию о дельтапланах, которые в то время активно строились не только за рубежом, но и в Советском Союзе. Молодому человеку захотелось самому построить этот чудо-аппарат и полетать.
В отечественных журналах «Моделист-конструктор» и «Крылья Родины» регулярно публиковались статьи по дельтапланеризму, а также схемы сбора летательного аппарата, которые Юрий Аркадьевич начал углублённо изучать.
– Отправной точкой для начала строительства явился разговор с одним моим знакомым пенсионером, – вспоминает мой собеседник. – Однажды он пришёл ко мне и сказал: «Юра, как бы мне хотелось встать на край обрыва, сделать шаг и полететь!» Я подумал: «Раз уж пенсионер хочет летать, так чего я жду!»
Несмотря на то, что в то время было крайне сложно, а порой и невозможно, приобрести необходимые для строительства материалы в магазинах, с помощью друзей всё же удавалось их доставать. Кроме того, к тому времени Юрий Власов познакомился с молодыми энтузиастами из Лямино, которые уже собирали дельтаплан. «Заводилой» этого дела был Анатолий Ильин, работавший тогда на Ляминском ДСК. Но их аппарат был несовершенен, так как в его конструкции использовались материалы невысокого качества. Потому Юрий Аркадьевич предложил ляминцам вместе попытать счастья в строительстве.
– Прототип, уже опробованный, мы взяли из журнала «Вымпел-9», – продолжает разговор дельтапланерист-любитель. – Хотя конструкция аппарата была несложной, нужных материалов было недостать. Требовались трубы дюралюминиевые, лёгкие, но прочные; ткань на парус такая, чтоб не пропускала воздух и не растягивалась; тросы специальные и многое другое. Мы с Анатолием поехали в Пермь, там в магазине «Спорттовары» заказали шесты для прыжков в высоту, тогда они как раз были дюралюминиевые, по 20 штук на каждого. Начали делать каркас: он у себя на ДСК, я – где придётся.
Но, закончив эту работу, молодые люди опять столкнулись с проблемой – нужна была ткань для паруса, которой в Чусовом невозможно было купить. Юрию Власову повезло: поехав в очередной отпуск на свою малую родину в Омск, ему удалось приобрести там ткань полутехнического назначения. Вернувшись, с помощью своего друга-заводчанина Валерия Третьякова моделист-конструктор «проклеил» её, исключив воздухопроницаемость. И вот, спустя годы, аппарат был готов.
Прежде чем начать «облётывать» дельтаплан, молодые энтузиасты внимательно изучали специальную литературу, посещали обучающие семинары в краевом центре, сдавали зачёты, ведь дельтапланеризм – нешуточное дело, серьёзное и травмоопасное. Первый полёт состоялся в начале 90-х.
Долго определялись с местом, нужны были особые условия: встречный ветер и холмистая поверхность. Дебютный полёт состоялся в районе мелькомбината. По словам Юрия Власова, первое ощущение было непередаваемое. Кстати, тот знакомый пенсионер тоже принимал участие в апробации дельтаплана, правда, в качестве зрителя.
– Чуть позже мы облюбовали Калаповскую гору, которая стала основным местом наших тренировок, – продолжает рассказ Юрий Аркадьевич. – Место удобное, пологие перекаты. Анатолий Ильин всегда был у нас в роли «первопроходца» – первым начинал летать. Это интереснейший человек, замечательный, руки, как говорится, растут откуда надо! Отчаянный парень в то время был! Перед тренировкой я звонил ему и спрашивал, откуда ветер. Анатолий, глядя из своего окна на трубу Ляминского ДСК, узнавал направление ветра. Если оно было не в «нашу» сторону, приходилось сидеть дома. Но чаще всего все выходные зимой и летом мы пропадали на тренировках. Однажды на одной из них присутствовал Николай Иванович Симаков – в ту пору главный энергетик ЧМЗ. Сам не летал, конечно, но наблюдал с интересом.


А мне летать охота!
Кстати, знакомый пенсионер, вдохновивший Юрия Власова заняться дельтапланеризмом, свою мечту всё же осуществил. Правда, полёт на дельтаплане прошёл не совсем так, как он себе это представлял.
– Приехали мы как обычно на Калапову гору, – сквозь смех вспоминает Юрий Аркадьевич, – и пенсионер с нами (он привозил нас туда на своей машине). А ему всё «полетать» хотелось! Только ведь его теоретические знания и реальный полёт – две разные вещи. Но тогда мы об этом не подумали. Снарядили его, спустился он со склона как-то на полусогнутых ногах, а, подлетая к следующему холму, сломал каркасную опору. Мы, дурни, пожалели его, мол, ничего страшного, не удалось в первый раз. Подручными средствами перемотали сломанную палку и снова этого пенсионера «запрягли». Он один к одному повторил свой «героический» полёт, выбив в результате себе ключицу. Так и ехал до горбольницы, держа руль одной рукой. Потом говорил, что летать уж не будет, только наблюдать.


Проблемы опустили на землю
Чусовские дельтапланеристы-любители неоднократно принимали участие в соревнованиях, которые проходили в Перми. Конечно, нашим землякам было не угнаться за пермяками, у которых были современные, оснащённые аппараты. Да и в Губахе, как и во всей стране в целом, активно развивалось это направление. Но дальнейшего развития в Чусовом дельтапланеризм так и не получил. Хотя одно время энтузиастам активно помогало заводское отделение ДОСААФ во главе с Георгием Гавриловичем Пашкеевым.
– Поскольку Калаповская гора небольшая, то и длительность полёта была до минуты, чуть дольше, – продолжает Юрий Власов. – Никаких подвигов мы не совершали: ни на длительность полёта, ни на точность. Почему прекратили заниматься, трудно сказать. Очевидно, время подошло, энтузиазм угас. Ляминцы продали свой недостроенный аппарат одному такому же любителю из Куеды и не стали поддерживать наши занятия, хотя Анатолий Ильин до последнего принимал участие в полётах. Не было особого спроса, так всё и затихло. А, может, 90-е сыграли свою роль…
В результате ряда причин дельтапланеризм закончил своё существование в нашем городе. Свой летательный аппарат Юрий Власов впоследствии отдал другу-авиаконструктору Валерию Хлыбову, который пустил его на создание собственного самолёта. А сам профессионально стал заниматься стрельбой – тренировал городские сборные. Но любовь к небу и тоска по нему навсегда поселились в сердце энтузиаста.
На вопрос, как фестиваль «Взлётка» повлиял на написание обращения в газету, Юрий Аркадьевич не смог однозначно ответить:
– Просто «накатило», что ли, за живое тронуло… Знаете, и раньше в Чусовом были трудные времена, но город не умирал, развивался, было много интересных направлений. Хотя и сейчас он остаётся спортивным, но это не то. Соседняя Лысьва организует такие прекрасные масштабные мероприятия, на которые съезжаются сотни людей. Видно, есть стремление у людей – летать. Плохо, что чусовские средства массовой информации никак не анонсировали «Взлётку», хотя на это стоило посмотреть! Сколько талантливых авиаконструкторов! И ведь у нас они были и есть!
Беседовала Юлия ЯСС

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наверх

Другие материалы из этой категории

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Национальный вопрос

Национальный вопрос

Чусовляне написали «Большой этнографический диктант» Что такое пистики, и кто такие чебаки? Почему ...

09-11-2017

Где блины - там и мы!

Где блины - там и мы!

Гуляй, широкая Масленица! Традиционными народными гуляньями завершилась масленичная неделя. В этом ...

02-03-2017

Зима раскрыла снежные объятья

Зима раскрыла снежные объятья

Нет худа без добра! Наша непредсказуемая погода в этом году преподнесла всем жителям уральского реги...

25-11-2016

Территориям - культура

Территориям - культура

Перед тем, как отправиться на "Смотрины на Красной горке", мы побывали в соседних районах, где также...

18-08-2015

Кто изобрёл водку?

Кто изобрёл водку?

Пятничный (но познавательный!) материал  31 января в России по большому заблуждению считается ...

03-02-2017

Сохранить кусок неба над жизнью

Сохранить кусок неба над жизнью

Ещё пару десятков лет назад многие мальчишки мечтали стать лётчиками или космонавтами, а девчонки пр...

23-09-2015

Новый мир вместо «серых будней»

Новый мир вместо «серых будней»

Нияма, шатакарма... Что это за термины и как жить в гармонии с собой и окружающим миром? Разбирался ...

26-01-2016

Сани культуры

Сани культуры

Завершилась программа «ЧусовАЯ. Коды доступа» Вечером 5 декабря в Культурно-деловом центре состояла...

11-12-2015

Грязевые ванны

Грязевые ванны

«УАЗ» с размаху проваливается в здоровенную яму с грязной водой – и выныривает из неё в тучах брызг....

06-09-2016

Новый «Вечный зов»

Новый «Вечный зов»

В понедельник на Первом канале на телеэкраны вышел новый исторический 16-серийный фильм «Отчий берег...

13-09-2017

Задача выходного дня

Задача выходного дня

Есть ли в Прикамье событийный туризм Рыбаки уверены, что лучшая рыбалка – вдали от дома. Закрывая г...

14-07-2017

Счастливое число 13

Счастливое число 13

К первомайской демонстрации планируется полное обновление баннеров, которые расположены на улице 50 ...

22-04-2016

«Ты только живи, назло подлой войне»

«Ты только живи, назло подлой войне»

  Подведены итоги работы агитпоезда С пятого марта один раз в неделю в каждом из сельских посе...

29-04-2015

Недетский возраст детского лагеря

Недетский возраст детского лагеря

15 июля началась вторая смена в детском лагере «Маяк». Сюда заехало 146 детей, которые проведут здес...

22-07-2015

Золотое время

Золотое время

В понедельник, 22 мая, в школах нашего города и района прошёл праздник Последнего звонка, который не...

25-05-2017

Ждут новых помещений

Ждут новых помещений

Какие выводы сделала экспертная комиссия после визита в Верхнечусовские Городки? Верхнечусовские Го...

25-01-2017

Этнопарку – 35 лет

Этнопарку – 35 лет

Тридцать пять лет назад в октябре Леонард Постников привёз к Арининой горе часовенку. Её «грозились»...

13-10-2016

Особенности летней рыбалки

Особенности летней рыбалки

Летняя рыбалка в моём представлении – это одно удовольствие. Кинул удочку, и знай себе, лови. Ан нет...

15-07-2015

«Не умолкает во мне война…»

«Не умолкает во мне война…»

Вновь в конце апреля накануне дня рождения Виктора Астафьева, а он появился на свет в первый день ма...

29-04-2015

Когда душа поёт…

Когда душа поёт…

Юбилей прекрасной исполнительницы самых разнообразных песен, солистки нашего города, настоящего проф...

05-05-2015