Молочные реки

От Совхозного до Кунгура – на молоковозе

Год назад в посёлке Совхозный была открыта первая очередь молочно-товарной фермы ООО «Ключи» на 600 голов дойного стада. За прошедшее время здесь многое изменилось. Сегодня предприятие, оборудованное по последнему слову техники, работает на полную мощность: за сутки здесь получают до 14 тонн молока! Ещё порядка 20 тонн производят на ферме в центральной усадьбе в Сёлах. Куда и как бегут эти молочные реки?


Исток

На пятачок у фермы в посёлке Совхозный заруливает тягач «Scania» с блестящей цистерной, пятится вплотную к одному из зданий. Водитель грузовика выпрыгивает из кабины, принимает торчащий из окна корпуса шланг, закидывает его на «макушку» автобочки… Такая процедура происходит здесь каждый день, без выходных и в любую погоду. Система!
Урал, как известно, зона рискованного земледелия. Но также достоверно известно, что в любом серьёзном деле главное – правильный подход к снаряду. Директор ООО «Ключи» Виталий Геннадьевич Бобриков любит повторять: всё должно быть сделано по науке.
Такое отношение к делу рано или поздно должно было принести плоды. Не будем про «тощие» 90-е, лучше напомним, что было всего год назад. Тогда на открытии первой очереди фермы в Совхозном губернатор Пермского края Виктор Басаргин пообещал: будем строить дорогу от Сёл до города. И вот она, дорога: уже построены первые километры. А что, если бы не было этого производства?
Развитие «Ключей» как предприятия можно проследить даже по транспорту: несколько лет назад хватало молоковоза на 13 тонн, потом купили бочку на 16, в 2014 году – уже на 25 тонн и новый тягач «Scania». В прошлом году добавилась «производственная площадка» в Совхозном – и теперь шведский грузовик таскает новенькую цистерну нижегородского производства на 36 тонн.
Не будем долго останавливаться на технологии получения молока: что в Совхозном, что в Сёлах (это, скажем так, «истоки» молочной реки) технология доения одинакова и максимально автоматизирована. Отмечу лишь, что на пути «от коровы» до цистерны ему на пути несколько раз встречаются фильтры: чистота производства на уровне, не побоюсь этого сравнения, хирургической операционной!
– Цистерна разделена на четыре отсека – для лучшей развесовки, – рассказывает водитель Сергей Русских. – Её делали по нашему индивидуальному заказу.
Пока в бочку закачивается молоко, а на это уходит около часа, изучаю «бумажную» часть процесса. Водителям в дорогу выдают товарно-транспортную накладную с максимумом информации о продукте: вес, жирность, содержание белка, плотность, кислотность, сорт. Отмечу отдельно: в Чусовом сорт – только высший.
А это что за приборчик с полосками, со стороны похожими на тест по определению беременности? Оказывается – и в самом деле тест, только на определение антибиотиков в молоке.
– Каждая полоска отвечает за свой препарат: беталактан, стрептомицин, левомицитин и тетрациклин, – объясняют мне главный зоотехник Любовь Шипицина и начальник фермы Александр Ткаченко. – Если хоть одна проявится, значит, с коровами, которые дали это молоко, что-то не в порядке.
Но чусовские бурёнки все здоровы.
Цистерна тем временем наполняется. Её «люки» задраены и опломбированы. Пора выезжать.

Русло

 R0E9138

– Сейчас, конечно, гораздо лучше стало, - рассказывает Сергей, имея в виду и качество дорог, и жизнь вообще. – А раньше, бывало, нас и трактором из грязи вытаскивали: такая ужасная дорога была.
Очевидно, что «сейчас» и «раньше» – две большие разницы и в автомобильной плоскости: в кабине шведского тягача так тихо, что мы разговариваем, не повышая голоса, лишь на подъёмах чуть громче начинает свистеть турбина четырёхсотсильного дизеля.
– Я, когда после «Камаза» сюда сел, – качает головой Сергей так, что и без продолжения фразы становится понятно: это под Полтавой шведы продули, а в деле построения тягачей им отыщется немного равных, и конструкторы из Набережных Челнов явно не в их числе.
В целом обычный рабочий день водителей выглядит так. Смена начинается с девяти часов утра с осмотра тягача и цистерны. К полудню – «заправка» молоком в Сёлах, спустя несколько часов – в Совхозном. Сергей работает вместе с младшим братом Фёдором, и это, конечно, хорошо: тягач оба берегут, знают, что ездить на нём предстоит ещё не один год. График – два через два. Но, конечно, без форс-мажоров не обходится: и за 350 километров (такова общая протяжённость маршрута) может случиться непредвиденное.
– Зимой в эту гору сразу не лезем, – рассказывает водитель, когда мы выруливаем к повороту на улицу Юности. – Сначала в Старый Город едем, и только потом сюда. Иначе можно встать – и затормозить всё движение.
Мощность мощностью, а коварность погоды никто не отменял. Словно в напоминание о том, что дело идёт не к весне, в лобовое стекло летит мокрый снег.
Таких подъёмов на пути до Кунгура много: если не засядешь сам, то можешь уткнуться в коллегу-дальнобойщика. И сиди – жди, пока придёт на подмогу трактор.
Навстречу попадается красная «Scania», и водители приветствуют друг друга взмахами рук.
– Это к нам на ферму из Башкирии везут добавки к кормам, – поясняет Сергей.
Пожалуй, только сейчас я в полной мере ощущаю, насколько сложна логистика «Ключей». Всё по науке!
…В Берёзовском районе на полях попадаются белые гусеницы закатанного в полиэтилен сена. Этой особенностью пейзаж живо напоминает чусовские просторы. Но на природные красоты отвлекаться некогда: встречные машины моргают дальним светом, предупреждая, что впереди устроили засаду гаишники.
– Раньше многие предупреждали, – вспоминает Сергей. – А теперь такой взаимовыручки на дорогах куда меньше стало. Иногда встанешь вот так на подъёме, попросишь по рации помочь, а в ответ: «Нам некогда, торопимся».
Автомобиль с инспекторами мелькает по правому борту – и Серёга тянется к рации:
– Кто на Берёзовку едет, аккуратней: машинка работает! А в сторону Чусового всё чисто.
– У Кунгура чисто! – отзывается сквозь треск радиопомех чей-то голос. – Удачи!

Устье

Гаражи, промзона, чахлый сосновый лесок… Наконец, в лобовом стекле появляется невысокое здание. Молокозавод? Нет, мясокомбинат! А чуть дальше, буквально через дорогу, уже пункт нашего назначения. Такое соседство моментально заставляет вспомнить о старом анекдоте про «что у нас сегодня – молоко или мясо?»
Кунгурский молокозавод – часть огромного холдинга PepsiCo. Несколько лет назад он пережил основательную модернизацию – и сегодня, судя по заявлениям на официальном сайте, входит в семёрку самых современных предприятий своей сферы в России.
На завод меня не пускают: посторонним, пусть даже и журналистам со здоровенной фотокамерой, здесь не место.

 R0E9176
Но я уже знаю, что будет происходить после того, как тягач заедет в заводские ворота.
Молоко сливают в порядке живой очереди: частенько впереди уже стоят три-четыре машины. Заводчане возьмут молоко на анализ, сопоставят полученные данные с цифрами в накладной. Если всё в порядке – молоко побежит в приёмник. Когда молочные реки иссякнут, цистерну дочиста ополоснут. Лаборанты возьмут пробы смывов, и если внутри осталось хоть немного молока, бочку придётся ополаскивать снова – до тех пор, пока она не будет стерильной. Смывы не пропадают даром: впоследствии они могут пригодиться на производстве.
В среднем в это «молочное море» за сутки впадает по 180 тонн молока. Таким образом, несложно высчитать, какой процент в поставках занимают «Ключи». Интересно, что остальные поставщики – в основном, из соседних регионов.
– Наше молоко – «вышка», – не без гордости говорит Сергей, подразумевая качество продукции. – А вот ульяновское молоко кунгуряков не устроило.
Я выпрыгиваю из кабины и остаюсь у заводской проходной. Конец пути? Только не для молока: ему ещё предстоит путь до потребителей. Но это уже совсем другая история.

Андрей КУДРИН
Фото автора

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наверх

Другие материалы из этой категории

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
Спасибо, что живой!

Спасибо, что живой!

25 января великому советскому актёру театра и кино, поэту и исполнителю песен Владимиру Высоцкому ис...

27-01-2016

Ритм выпускного вальса

Ритм выпускного вальса

Вчера вечером праздничной колонной по улице 50 лет ВЛКСМ, к традиционному месту сбора у памятника ур...

02-07-2015

Летние проекты: на старт!

Летние проекты: на старт!

Лето – период не только отпусков, но и крупных культурных событий. Начало текущего года для сферы ку...

19-05-2017

А у нас во дворе

А у нас во дворе

В Пермском крае будет реализовываться президентский проект «Формирование комфортной городской среды»...

15-02-2017

Для каждого написан свой сценарий

Для каждого написан свой сценарий

Вечером 30 июня шёл дождь. Говорят, это к счастью – особенно если вы собрались в долгий путь. Десятк...

06-07-2016

Рисуя характер

Рисуя характер

12 мая в МАУ «Центр народной культуры» открылась новая выставка пермской художницы Олеси Денисовой п...

18-05-2017

На концерт – в новых костюмах

День Победы – один из немногих праздников в нашей стране, отношение к которому не зависит от моды, ф...

29-04-2015

Гражданские люди

Гражданские люди

Как в Чусовом прошли Астафьевские Чтения 13 ноября в Перми стартовали Астафьевские Чтения, а 14 ноя...

18-11-2015

Ермак в нашей памяти и в нашем сердце

Ермак в нашей памяти и в нашем сердце

На небольшом островке посреди реки Чусовой на месте бывшей часовни Ермака установлен знак этой истор...

06-09-2016

Школьникам Чусовского района - новые автобусы

Школьникам Чусовского района - новые автобусы

В Прикамье поступило 73 новых школьных автобуса по федеральной программе 15 ноября в краевой столиц...

16-11-2016

Ждут новых помещений

Ждут новых помещений

Какие выводы сделала экспертная комиссия после визита в Верхнечусовские Городки? Верхнечусовские Го...

25-01-2017

Звукач

Звукач

Без Владимира Яшинина в нашем городе и районе не обходится ни одно значимое культурное мероприятие. ...

25-11-2015

Михаил Вергунов: «В каждой работе частичка меня»

Михаил Вергунов: «В каждой работе частичка меня»

Что будет, если однажды найти в шкафу краски. О художнике Михаиле Вергунове и его выставке рассказыв...

21-01-2016

История ЧМЗ нашла прописку в Этнопарке

История ЧМЗ нашла прописку в Этнопарке

Время меняет многое. Повсеместно распространённый ручной труд теперь во многом механизирован. Меняют...

08-10-2015

Грязевые ванны

Грязевые ванны

«УАЗ» с размаху проваливается в здоровенную яму с грязной водой – и выныривает из неё в тучах брызг....

06-09-2016

Подыграй мне, сын!

Подыграй мне, сын!

Многодетные семьи из Чусового – победители краевого конкурса В апреле в Перми прошёл IX краевой фес...

01-06-2016

Кто изобрёл водку?

Кто изобрёл водку?

Пятничный (но познавательный!) материал  31 января в России по большому заблуждению считается ...

03-02-2017

«Не умолкает во мне война…»

«Не умолкает во мне война…»

Вновь в конце апреля накануне дня рождения Виктора Астафьева, а он появился на свет в первый день ма...

29-04-2015

Вернисаж по-домашнему

Вернисаж по-домашнему

Вы знали, что в переводе с французского означает слово вернисаж? Буквально: открытие выставки. Выста...

29-02-2016

ОХОТА на рыбалку

ОХОТА на рыбалку

Общаться хорошо с природой,Хотя бывают и ненастья.Довольны рыбаки погодой.Что нужно им ещё для счаст...

30-11-2016

Учение – свет

Учение – свет

В Чусовом состоялся краевой фестиваль «Эврика» Ещё и месяца не прошло, как школу старшеклассников п...

24-11-2015

Этнопарку – 35 лет

Этнопарку – 35 лет

Тридцать пять лет назад в октябре Леонард Постников привёз к Арининой горе часовенку. Её «грозились»...

13-10-2016

Почувствовать себя героем

Почувствовать себя героем

«Тебе не нужна суперсила, чтобы твоя идея стала реальностью». С плаката смотрит обычный молодой чело...

17-02-2016

Нефть есть. Жизнь будет?

Нефть есть. Жизнь будет?

15 августа в Верхнечусовских Городках состоялся традиционный фестиваль «Пермской нефти начало» - соб...

18-08-2015