Китайский – и никаких гвоздей?

Немного новостей образования – не к профессиональному празднику преподавателей, просто так совпали звёзды и информационные поводы. На прошлой неделе министр образования России Ольга Васильева выступила за сокращение числа изучаемых в школах иностранных языков: мол, в программе нужно оставить только один – английский. Ну, кто «за»?


«Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо. Нам нужно хорошо знать иностранный язык, желательно английский – это язык международного общения на сегодняшний день», – наперебой цитировали министра федеральные коллеги.
По словам госпожи Васильевой, к 2020 году (пока, вроде бы, только в качестве эксперимента!) в министерстве планируют оставить экзамен только по одному иностранному языку, а к 2022 году ввести эту образовательную норму как обязательную.
«Если школа может взять на себя второй язык, в этом нет ничего страшного. Это только приветствуется, если ребёнок может учить второй язык: есть на это время, есть на это методики, есть на это педагоги, есть на это возможности. Но я считаю, что лучше знать один иностранный язык, не занимаясь в данном случае очковтирательством и шапкозакидательством», – сказала Васильева.
Тут стоит напомнить, что с сентября 2015 года второй иностранный язык в школе обязателен, а в прошлом году та же Васильева заявляла, что уроки астрономии в школах введут именно за счёт часов, отведённых на изучение второго иностранного.
Я, может, и ошибаюсь, и выступление министра – вовсе не завуалированное признание некоторой беспомощности, в том числе и в финансовом плане.
Раньше вроде как могли. Некоторые школы предлагали на выбор по три языка – к примеру, английский, французский и немецкий. А теперь – раз, и нет. Что-то же произошло.
Поспрашивал у знакомых преподавателей – большинство выступают всё же за право выбора. Мы даже опубликовали опрос в нашей группе в соцсети «ВКонтакте» – и его результаты лично меня, скажем так, удивили. Большинство – 46,2% – инициативу поддержали. Выбирать изучаемый язык хотели бы 36,4% респондентов. Ещё 10,4% проголосовали за вариант «да, пусть будет один язык, но китайский – он нужнее». Остальные или высказались в комментариях или продемонстрировали полную безразличность по данному вопросу.
Но иностранные языки – это ладно, это, по большому счёту, полбеды. В конце концов, хочешь учить китайский – найми репетитора и учи на здоровье. По-моему, Васильева права в другом: нам бы свой родной язык как следует выучить. На всей территории страны – от Калининграда через Татарстан и Якутию до Сахалина. И эта задача в ближайшей перспективе мне кажется куда более важной – иначе как бы не пришлось всем нам учить какой-нибудь иностранный. Не на добровольной основе.

Андрей КУДРИН Фото автора

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наверх